Профилактика неинфекционных заболеваний на уровне ПМСП

Четыре основные группы неинфекционных заболеваний (НИЗ), а именно: сердечно-сосудистые заболевания, рак, хронические заболевания легких и диабет являются причинами трех из пяти смертей.
 
В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН приняла Политическую декларацию по НИЗ с разработкой глобальной системы мониторинга для отслеживания прогресса в области профилактики и борьбы с основными НИЗ, а также основными факторами риска их развития.
 
С целью снижения НИЗ в Казахстане осуществляются мероприятия по профилактике, раннему выявлению и предупреждению хронизации заболеваний:
 
  •  масштабная трансформация диспансеризации в программы управления заболеваниями (ПУЗ) по 3 нозологиям: артериальная гипертензия (далее - АГ), хроническая сердечная недостаточность (далее - ХСН) и сахарный диабет (далее - СД)
В республике на динамическом наблюдении состоит более 1,5 миллиона пациентов с АГ, СД 2 типа и ХСН, из них в ПУЗ вовлечены 26%.
Наибольший процент вовлеченных в ПУЗ пациентов наблюдается в Атырауской (28,6%), Западно-Казахстанской (28,5), Актюбинской (27,9%), Туркестанской (27,3%) областях и в городах Нур-Султан (27,7%) и Шымкент (27,6%).
  • мониторинг внедрения динамического наблюдения в организациях ПМСП по 25 основным хроническим заболеваниям (болезни системы кровообращения, СД, хронические заболевания нижних дыхательный путей, заболевания верхних отделов желудочно-кишечного тракта, болезни нервной системы и другие)
В Казахстане на динамическом наблюдении по 25 основным хроническим заболеваниям состоит около 3 миллионов человек, при этом основная доля приходится на г. Алматы - 12%; ВКО - 11%; Туркестанскую область - 10%; Алматинскую  область - 8,7%; Карагандинскую область – 7%;
  • решается вопрос о необходимости снижения содержания соли в хлебе, основном продукте питания казахстанцев
         По данным ВОЗ уровень потребления соли в Казахстане один из самых высоких в мире и составляет 17 грамм в сутки, превышая суточную норму (5 грамм) в 3,4 раза!
 
Министерством проведено совещание с участием представителей ассоциаций пищевой промышленности, среднего и малого бизнеса, вузов в рамках двухстороннего сотрудничества, НПП «Атамекен» по обсуждению решения данного вопроса.
 

Рейтинг медицинских организаций по итогам 2017 года

 

Республиканским центром развития здравоохранения подведены итоги рейтинговой оценки деятельности медицинских организаций, научно-исследовательских институтов, научных и национальных центров за 2017 год.

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинговая оценка медицинских организаций республиканского, областного и городского уровней, оказывающих медицинскую помощь в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, вне зависимости от формы собственности, проводится в каждой из следующих групп:

 

– областные взрослые стационары;

– областные детские стационары;

– городские взрослые стационары;

– городские детские стационары;

– организации родовспоможения 2-го и 3-го уровней регионализации;

– самостоятельные городские поликлиники со смешанным населением,центры семейного здоровья;

– онкологические диспансеры;

– психиатрические диспансеры и наркологические диспансеры;

– дерматовенерологические диспансеры;

– противотуберкулезные диспансеры;

– научно-исследовательские институты;

– научные центры.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

В 2018 году была пересмотрена методика оценки деятельности. Бальная система была заменена на присвоение звезд от 5 до 1, по двум категориям: по клиническим показателям и по показателям менеджмента, также к национальным центрам применяется показатель научной деятельности.

 

 ВНИМАНИЕ!!! В настоящее время ранжирование проходит по обновленным методическим организациям!

 

В новой редакции Методики в зависимости от профиля включены 13 новых индикаторов :

 - Использование медицинской информационной системы;

- Наличие иных международных сертификатов по оценке деятельности медицинской организации;

- Соотношение среднемесячной заработной платы врача на 1 ставку к среднемесячной з/п в экономике региона (Клинических, параклинических        отделений, кроме АУП);

- Наличие наблюдательного совета;

- Рентабельность активов (ROA);

- Наличие корпоративного сайта;

- Темп роста пролеченных СЗТ;

- Наличие официального аккаунта в социальных сетях;

- Уровень удовлетворенности медицинского персонала условиями труда;

- Наличие международной аккредитации (для НИИ, НЦ);

- Организация неотложной медицинской помощи для обслуживания вызовов 4 категории срочности;

- Возможность электронной записи на прием к врачу через egov;

- Наличие схем навигации и маршрутизации пациента.


 По итогам проведенной оценки, уровень качества медицинской помощи среди стационаров для взрослых  по клиническим показателям 53% МО вошли в категорию 5 звезд и 38% вошли в категорию 4 звезды, 5% вошли в категории 3 звезды и ниже, по показателям менеджмента из 170 ранжируемых организаций 18 МО или 11% вошли в категорию 4 звезды, 22% присвоены 3 звезды, 20% - 2 звезды, 47% 1 звезда.

 

Среди областных стационаров для взрослых  по показателям менеджмента из 32 ранжируемых организаций 6 из них или 19% в категории 4 звезды, 41% -  3 звезды, 23% - 2 звезды, 19% - 1 звезда, по клиническим показателям 9 МО или 28% присвоены 5 звезд, 41% - 4 звезды, 31% - 3 звезды.

 

Среди областных стационаров для детей по показателям менеджмента из 13 ранжируемых МО 7% - 4 звезды, 16% -3 звезды, 70% -2 звезды, 7% - 1 звезда, по клиническим показателям 23% – 5 звезд, 16% - 4 звезды, 61% - 3 звезды.

 

Среди городских стационаров для детей из 15 ранжируемых МО по показателям менеджмента, 4 или 27% - 4 звезды, 40% - 3 звезды, 33% - 2 и 1 звезды, по клинических показателям 54% - 4 звезды, 40% - 3 звезды, 6% - 2 звезды.

 

Среди 17 НИИ/НЦ по показателям менеджмента в категорию 5 звезд вошли 4 организации (24%), 4 звезды присвоены 6 НИИ/НЦ (35%), 3 звезды 3 организации (17%), 2 звезды 2 МО (12%), 1 звезда 2 НИИ (12%), по клиническим показателям в категорию 5 звезд вошли 2 организации (11%), 4 звезды присвоены 7 НИИ/НЦ (42%), 3 звезды 7 организации (42%), 2 звезды 1 МО (5%), в категорию 1 звезда  ни вошла ни одна организация.

 

 Из 25 родильных домов и перинатальных центров городского значения по клиническим показателям 5 звезд присвоены 6 РД/ПЦ (24%), 4 звезды 18 РД/ПЦ (72%) лишь одному родильному дому присвоено 3 звезды (4%), касательно показателей менеджмента в категорию 5 звезд не вошла ни одна МО, в категорию 4 звезды вошли 3 организаций (12%), 3 звезды присвоены 10 РД/ПЦ (40%), 2 звезды у 9 медицинских организаций (36%), 1 звезда у 3 организаций (12%).

 

Из 17 областных перинатальных центров по клиническим показателям 5 звезд присвоены:   6 ПЦ (35%), в категорию 4 звезды вошли 7 ПЦ (41%), 3 звезды присвоены 4 ПЦ (24%), по итогу 2017 года по показателям менеджмента в категорию 5 звезд не вошла ни одна МО, в категорию 4 звезды вошли 2 центра (12%), 3 звезды 7 ПЦ (41%), 2 звезды у 5 ПЦ (30%), 1 звезда у 3 ПЦ ( 17%).

 

В рейтинговой оценке качества оказания медицинской помощи для медицинских организаций, оказывающих первичную медико–санитарную помощь участвовало 168 организаций, из них по клиническим показателям в категорию 5 звезд вошли 8 медицинских организаций, что составляет 4,7% от общего количества участвующих организаций; 4 звезды присвоено 30 медицинским организациям, что составляет 17,8% от общего количества участвующих организаций, 47 организациям присвоены 3 звезды, что составило 28%, в категорию 2 звезд вошли 74 организации или 44%, соответственно 5,3% составила категория 1 звезды (9 медорганизаций), по показателям менеджмента 5 МО или 3% присвоено 5 звезд 4 звезды присвоено 24 МО, т.е. 14,3% от общего количества участвующих МО, 52,3% МО вошли в категорию 3 звезды (88 МО), 2 звезды присвоено 36 МО (21,4%), соответственно 9% составила категория 1 звезды (15 МО).

 

 


 



Краткие выводы:

 

Для дальнейшего улучшения позиций в рейтинге, медицинским организациям следует уделить внимание: прохождению национальной и международной аккредитации, работе служб внутреннего аудита и менеджмента, развитию корпоративного управления, совершенствованию системы подготовки медицинских кадров, а так же вопросам внедрения цифровизации, в том числе медицинских информационных систем.

 

По клиническим показателям необходимо: усовершенствование качества и объема предоставления стационарозамещающей медицинской помощи, развитие  высокотехнологичных медицинских услуг, в том числе в региональных  учреждениях.

 

Рейтинговая оценка деятельности медицинских организаций рассматривается в качестве одной из составляющих процесса Управления качеством медицинской помощи, такая оценка дает возможность проводить мониторинг деятельности поставщиков, а с другой стороны, через информирование потребителей о деятельности поставщиков, она мотивирует поставщиков непрерывно улучшать показатели деятельности. Для потребителей медицинских услуг рейтинговая оценка позволяет определить репутацию учреждения и принимать сознательные решения относительно предпочтительной медицинской организации для получения медицинской помощи в условиях свободного выбора.


Рейтинговая оценка медицинских организаций по итогам 2017 года

Рейтинговая оценка медицинских организаций по итогам 2016 года

Анализ обратной связи среди медицинских организаций и экспертов, принимающих участие в аккредитации

Согласно пункту 3 Политики управления информацией РЦРЗ, утвержденных приказом №100 от 5.08.2016 года, Центр аккредитации провел анализ обратной связи среди медицинских организаций и экспертов, принимающих участие в аккредитации. Анализ проводился среди медицинских организаций, принимающих участие в аккредитации вне зависимости от результата. Опрос проводился через онлайн-сервис «Survey Monkey» посредством перехода по специальной ссылке. В опросе медицинские организации принимали участие добровольно.


Результаты анализа обратной связи медицинских организаций и экспертов внешней комплексной оценки за 2018 год.

 

Выводы по анализу:

  1. В 2018 году в опросе приняли участие 24 МО (119 респондентов).
  2. Основными респондентами опроса стали ответственные лица за проведение процедуры аккредитации в медицинских организациях: главные врачи, заместители главного врача по качеству медицинских услуг, врачи-эксперты, медицинские сестры, эксперты внешней комплексной оценки и другие сотрудники.
  3. 86% опрошенных считают, что аккредитация положительно сказывается на качестве оказания медицинской помощи, 7.5% не согласны с этим, 6% воздержались от ответа.
  4. 94% опрошенных оценили работу экспертов внешней комплексной оценки как «хорошо», 7.58% – «на должном уровне», 6.06 – «другое».
  5. 100 % опрошенных экспертов внешней комплексной оценки не испытывают проблем с использованием чек-листов, 94% – понятна бальная система оценки критериев и не испытывают проблемы при использовании СУКМУ, 88% – положительно оценили вводный инструктаж, проводимый аккредитующим органом перед проведением внешней комплексной оценки, 89% - довольны поддержкой аккредитующего органа (связь, интерпретация стандартов, устранение неполадок) при проведении внешней комплексной оценки.

 

Принятые меры:

  1. В апреле 2019 года внесены изменения в приказ №127 по правилам проведения процедуры аккредитации в области здравоохранения;
  2. Анализ был представлен на ежегодном национальном брифинге в феврале 2019 года. Было проведено очное обсуждение вопросов аккредитации медицинских организаций с экспертами внешней комплексной оценки. Совместно с Центром аккредитации разобраны кейсы по ситуациям, возникшим в ходе проведения внешней комплексной оценки в 2018 году, также по необходимости запланировано дополнительное обучение по стандартам аккредитации.

 


Результаты анализа обратной связи медицинских организаций и экспертов внешней комплексной оценки за 1 полугодие 2019 года.

 

Выводы по анализу:

  1. За 6 месяцев 2019 г. в опросе приняли участие 33 МО (91 респондент).
  2. Основными респондентами опроса стали ответственные лица за проведение процедуры аккредитации в медицинских организациях: главные врачи, заместители главного врача по качеству медицинских услуг, врачи-эксперты, медицинские сестры и другие сотрудники.
  3. 85% опрошенных принимало участие в аккредитации МО.
  4. 74% опрошенных принимало участие в проведении самооценки МО, по 8,7% - в подготовке СОПов, документации и проведении внешней комплексной оценки.
  5. У 28 % опрошенных не возникло сложностей в процессе проведения внешней комплексной оценки, 1.68% отметили недостаточное количество экспертов, 1.26% - слабую службу внутреннего аудита, по 0.84% - плотный график и недостаточные знания стандартов аккредитации, по 0.42% – большой объем бумажной работы и внедрение новых стандартов аккредитации.
  6. 100% опрошенных считают, что аккредитация оказывает положительное влияние на качество медицинской помощи.
  7. 97% опрошенных оценили работу экспертов внешней комплексной оценки как «хорошо».

 

Принятые меры:

  1. Провели информационно-разъяснительную работу среди медицинских организаций по заполнению опросника;
  2. Предоставили результаты анализа в ККБТУ МЗ РК за 2018 год и 6 месяцев 2019 года;
  3. Вынесли результаты за 1 полугодие 2019 года на комиссию по аккредитации.

Последние новости